За неуплату услуг ЖКХ россиянам закроют доступ к кредитам.
20.11.2013
Сенатор от Ярославской области, единоросс Виктор Рогоцкий придумал, как победить порочную практику неоплаты россиянами счетов за ЖКХ. Он предложил не выдавать кредиты тем из них, кто более чем на три месяца просрочил выплаты. Эксперты констатируют: идея известная и, скорее всего, будет реализована, но не в форме директивы банкам, а как рекомендация.
«Граждане считают выплату по кредитам важнее погашения долгов за ЖКХ и потребленные энергоресурсы», — возмущался сегодня г-н Рогоцкий на заседании Совета Федерации. Председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко к предложению прислушалась и поручила его разработку профильному комитету по экономической политике.
Общая задолженность россиян за услуги ЖКХ составила 248,3 млрд руб., сообщил в начале месяца глава нового министерства по строительству и ЖКХ Михаил Мень. При этом более половины этой суммы — 143,7 млрд руб. — пришлось на долги перед электроснабжающими компаниями. Только 93,6% россиян вносят платежи исправно, что приводит к ежегодному росту просрочки на 100 млрд руб., пояснил РБК daily руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис. «Это колоссальная цифра и большая проблема, нужно довести долю исправных плательщиков хотя бы до 98%», — уверен он.
Виктор Рогоцкий — последовательный борец за повышение энергоэффективности. Инженер-энергетик по образованию, он принимал участие в разработке законопроекта «Об укреплении платежной дисциплины за потребление энергоресурсов». Но это было только первым шагом, нужно решать проблему неплатежей за тепло, газ, воду, сказал сенатор. Для решения этой проблемы он предлагает внести поправки в закон «О потребительском кредитовании» и запретить банкам кредитовать физлиц, имеющих более чем трехмесячную задолженность по ЖКХ, а также ввести для неплательщиков поставку энергоресурсов и услуг по ЖКХ только по предоплате.
Андрей Чибис пояснил изданию, что это предложение входит в набор мер по стимулированию граждан своевременно платить за ЖКХ, который сейчас разрабатывает профильный экспертный совет при правительстве. На следующей неделе готовые предложения положат на стол министру Меню. Однако директивы в этом случае быть не может: технически реализация меры будет представлять собой рекомендацию банкам учитывать долг гражданина перед ЖКХ при принятии кредитного решения. «Подавляющее большинство банков заинтересованы в получении подобной информации, идея справедливая и разумная», — считает г-н Чибис. Он ожидает позитивного эффекта по снижению задолженности перед системой ЖКХ от ее реализации.
Впрочем, юристы считают введение подобной нормы избыточным. По словам начальника отдела корпоративного права юрфирмы Sameta Ольги Сницеровой, имеющихся механизмов достаточно для взыскания долгов по ЖКХ. Сегодня они могут быть истребованы в судебном порядке. В том числе взыскиваются пени и расходы истца на взыскание долга, а также ограничен доступ должника к услугам ЖКХ. Также должнику могут ограничить выезд из страны. «Попытка вмешать третью сторону в процесс переговоров между банком и заемщиком представляется абсурдной. А что если, например, кредит берется для погашения задолженности по услугам ЖКХ?» - недоумевает партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Юрий Федоров.
Опрошенные РБК daily банкиры были единодушны: предложение разумное, но только если будет представлено в виде рекомендации банкам учитывать долги потенциального клиента перед ЖКХ, а не в виде жесткого запрета в кредитовании. «Если просрочка по оплате услуг ЖКХ разовая, то банк может гибко подходить к вопросу о выдаче кредита клиенту, — пояснила изданию директор департамента розничных операций Инвестторгбанка Эмма Пономарева. — Если же неплатежи по услугам ЖКХ идут в совокупности с другими просрочками по банковским кредитам и портят кредитную историю клиента, то решение банка по выдаче кредита скорее всего будет отрицательным».
Как альтернативу председатель совета директоров Юниаструм Банка Георгий Писков предлагает изменить закон о кредитных бюро таким образом, чтобы там отражалась не только кредитная, но и платежная история клиента, исполнение им обязательств перед налоговыми органами, компаниями ЖКХ и мобильной связи.
Зампред правления банка «Ренессанс-Кредит» Олег Скворцов сообщил, что в банках с удовольствием примут к сведению любую информацию о платежной культуре потенциального заемщика. Однако техническая возможность получения такой информации ему не ясна: информация о неплательщиках не поступает в бюро кредитных историй, а единой отдельной базы по неплательщикам ЖКХ не существует.
В ВТБ24 РБК daily напомнили, что ранее уже возникали инициативы дополнить перечень требований по проверке заемщиков. Например, с апреля этого года Национальное бюро кредитных историй оценивает их по социальным связям. Однако для банка на первом месте всегда остаются два критерия — положительная кредитная история и уровень дохода заемщика и членов его семьи (при учете совокупного семейного дохода). Прочая информация влияет на детали кредита, но не на само кредитное решение.
Источник: РБК daily
|