Законопроект о создании государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ был внесен в Госдуму РФ группой депутатов при поддержке Минрегиона в декабре 2012 года. 17 апреля парламентарии приняли его в первом чтении. Второе ожидается в осеннюю сессию. Как сообщил РИА «Энергетика и ЖКХ» заместитель председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ Александр Сидякин, законопроект находится в постоянной работе. К нему поступило огромное количество поправок. Срок их внесения уже несколько раз продлевался, сейчас он установлен на 2 декабря. Систему предполагается внедрить в течение 3 лет с момента вступления в силу федерального закона.
«ЖКХ всех регионов, объединяйтесь!»
Замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев объяснял необходимость создания такого портала тем, что сейчас мало кто исполняет постановление правительства о раскрытии информации в сфере ЖКХ, и административная ответственность в КоАПе участников рынка не мотивирует.
По его словам, на данный момент существует множество разрозненных и неполных источников информации о сфере ЖКХ, но нет такого, на котором можно было бы найти актуальные и полные сведения. Предполагается, что аккумулировать их будет единый федеральный сайт, который станет частью портала госуслуг. Существующие информационные системы по ЖКХ субъектов федерации и муниципалитетов интегрируют с новой ГИС.
На портале ГИС ЖКХ будут размещаться, в том числе, структурированные платежные документы с указанием, за что и сколько гражданин должен заплатить. По мысли авторов документа, если информация о платежах на таком портале размещена не будет, у граждан с 1 января 2017 года появится законное основание по таким счетам не платить, писал ранее «Финмаркет».
«На этом портале можно будет увидеть квитанцию за жилищно-коммунальные услуги и получить всю информацию о своей управляющей компании — сколько квадратных метров находится под ее управлением, кто поставщики ресурсов, по каким ценам, кто последний раз проверял эти тарифы, правильно ли они применены, правильно ли начислено общедомовое потребление. Более того, будет указана электронная документация и по дому, и по нежилым помещениям, и по срокам капитального ремонта», — рассказал корреспонденту РИА «Энергетика и ЖКХ» депутат Александр Сидякин.
Преимуществами проекта называлась возможность использовать размещенную информация для аналитической обработки не только на федеральном уровне, но и на уровне муниципальных образований и регионов.
«В Татарстане уже работает «электронное ЖКХ», мы его полностью запустили в шести районах. Оно коррелируется с другими порталами, которые предоставляют госуслуги. Это работает, и люди начинают этим пользоваться. Наша задача – создать такой портал, чтобы он использовался людьми, чтобы он был удобен», — отметил Сидякин.
Заместитель председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ Александр Сидякин
Разработчики проекта надеются, что система поможет привлечь инвесторов в отрасль за счет их информирования о состоянии объектов коммунальной инфраструктуры. В финансово-экономическом обосновании законопроекта среди выгод от создания и эксплуатации ГИС ЖКХ в частности называется «снижение бюджетных затрат на капитальный ремонт на 9 млрд. рублей в год (2,25 млрд. рублей квартал)» и «снижение задолженности населения на 16 млрд. рублей в год (4 млрд. рублей в квартал)».
«За чей счет банкет?»
Создание ГИС ЖКХ предполагается за счет внебюджетных источников – в рамках государственно-частного партнерства между профильными ведомствами, отвечающими за выработку политики и регулирование в сфере ЖКХ, и будущим оператором этой системы. По подсчетам авторов законопроекта, разработка портала потребует 639 млн. рублей. Деньги на обслуживание и обновление портала будут выделяться из федерального бюджета — до конца 2017 года, по предварительным оценкам, на это уйдет более 8 млрд. рублей с учетом инфляции.
«Коррупционное и бесполезное занятие»
Участники рынка и эксперты не видят смысла в создании единой информационной системы ЖКХ, которая будет дублировать функции уже существующих электронных ресурсов.
«Коммунальные тарифы сегодня представлены на сайтах регулирующих органов. У управляющих компаний, как и у ресурсоснабжающих организаций, есть обязанность завести свои собственные ресурсы или предоставлять информацию, которая требуется от них по нормативным документам, на сайты официальных органах власти – местных либо региональных», — пояснил директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Сергей Сиваев.
С ним согласен председатель правления ТСЖ «Эльмашевское» (г. Екатеринбург) Сергей Строганов: «У нас все вся информация об услугах находится на сайте ТСЖ. Также есть сайт Фонда реформирования ЖКХ, там тоже выкладывается вся информация от управляющих компаний и ТСЖ, за исключением платежек».
По словам спикеров, опрошенных агентством, тот, кто ищет информацию о сфере ЖКХ, всегда может найти ее в Интернете. Сравнение же данных управляющих компаний из разных городов для потребителя является бесполезным. «Существует практика, когда города проводят потребительские рейтинги своих управляющий компаний. И, например, живя в Ижевске, не нужно иметь информацию об управляющих компаниях где-нибудь в Томске или Питере, потому что это абсолютно «поселенческая» информация. Зачем городить такого монстра, зачем нам сравнивать компании в разных регионах России? Ведь потребитель все равно может выбрать только те компании, которые работают с ним по соседству, максимум в пределах его населенного пункта», — прокомментировал эксперт Сергей Сиваев.
Коммунальщик Сергей Строганов также указывает на то, что сейчас взят курс на сокращение количества госуслуг, предоставляемых в электронном виде, из-за их непопулярности. Собеседник сомневается в том, что новые функции сайта будут востребованы: «Я не думаю, что с привязкой ГИС ЖКХ к этому сайту выйдет что-то путное».
Кроме того, непонятно, кто будет заниматься обновлением новой ГИС, а также контролем за поступлением туда новых данных.
«Кто будет отслеживать наполнение этого портала – самая большая сейчас проблема, потому что очень много участников, которые будут давать информацию на этот портал – управляющие компании, органы местного самоуправления, и разные федеральные органы исполнительной власти, и их подразделения в регионах, то есть очень много кто. Поэтому очень важно, чтобы оператор был определен. И сейчас как раз самые большие дискуссии на эту тему ведутся. Окончательное решение еще не принято», — признался депутат Александр Сидякин.
«Компетенции, связанные с ЖКХ, принадлежат либо местной власти, либо относятся к рыночным отношениям. Формирование сложной иерархической, общефедеральной информационной системы, на мой взгляд, — это коррупционное и бесполезное занятие. Даже поддержание такого портала в актуальном состоянии просто невозможно. Если мы его и заполним, то потом обновлением информации никто заниматься не будет, потому что ни у кого для этого не будет денег», — считает Сергей Сиваев из Института экономики города.
Директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Сергей Сиваев
Председатель правления ТСЖ «Эльмашевское» Сергей Строганов также отмечает, что для постоянного обновления информации управляющим компаниям и товариществам собственников жилья придется нанимать дополнительного человека, который будет получать зарплату за счет строки «Содержание жилья», а денег на поддержание жилого фонда в приемлемом состоянии и так не хватает.
«Как тут как не вспомнить сказку о скорняке и жадном купце, который из одной овчины захотел сделать 40 шапок. Их можно сделать, но шапки носить нельзя будет. Сейчас правительство постоянно выдумывает нам какие-то новые обязательства, но при этом не дает повышать плату на содержание жилья», — сетует коммунальщик.
«Если мы говорим о том, что жилфонд находится в ужасающем состоянии, что эта информация даст? Добавит денег? Нет. Улучшит работу управляющих компаний? Нет. Поднимет активность собственников? Вряд ли. Это время и ресурсы можно потратить на реальную работу — отмостку отремонтировать, на чердаке прибраться, кусок трубы заменить. Время потратить на осмотр помещений, на общение с гражданами. Но нет, мы будем раскрытие делать! А что раскрывать? Ничего хорошего мы не увидим. И так все понятно», — резюмирует Сергей Строганов.
«Лучше бы эти средства направили на просвещение населения»
Собеседники РИА «Энергетика и ЖКХ» также принципиально сходятся в том, что мало кто из потребителей будет интересоваться информацией на ГИС ЖКХ.
«У меня идет, например, федеральная программа по капремонту шести домов. Я выкладываю постоянно информацию — и фото, и видео. Но, по словам жителей, это маловостребованно. А между прочим, поддержание сайта тоже требует денежных вложений», — поделился представитель ТСЖ.
Члены ТСЖ организуют и собственные форумы на сайтах местных СМИ. Но участвуют в них от силы 10% жильцов.
«У нас люди относятся к таким вещам абсолютно пассивно. Задача состоит в том, чтобы обеспечить некую информационную агитационную работу, связанную с интересами потребителя. Не говорить «ты будешь платить больше», как наши органы власти делают, а рассказывать, как оптимизировать свои расходы, принимая те или иные решения», — считает эксперт Сергей Сиваев.
По его мнению, вместо того, чтобы стимулировать потребителя предпринимать собственные активные действия, заниматься энергосбережением, государство делает все, чтобы собственники не имели к этому непосредственного отношения.
«Я бы средства на разработку сайта лучше направил на просвещение населения и работу по формированию ответственных жильцов, — предлагает Сергей Строганов из ТСЖ. – Запустил бы передачи про ЖКХ на федеральных каналах с широкой аудиторией».
Однако законодателей пассивность собственников не смущает: они уверены в высокой посещаемости разрабатываемого ресурса и его доступности для большинства россиян.
«У нас уже говорят, что число пользователей Интернета составляет до 70% россиян – это серьезный шаг. Есть мнение, что бабушки не умеют пользоваться компьютером, а я вас уверяю — всё они умеют, но не все, конечно. Ко мне на прием приходят настолько подготовленные бабушки, что они дадут фору любому молодому».
Мария Худовекова