Проект Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
13.08.2013
На общественное обсуждение вынесен разработанный Минрегионом России проект Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект). В данном документе предусмотрено усиление ответственности ресурсоснабжающих организаций за нарушение правил предоставления коммунальных услуг и неправильный расчет платы за них, а также ответственности потребителей за неоплату коммунальных услуг. Кроме того, предложено изменить порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах. Еще одним важным новшеством является установление возможности ограничивать право граждан - собственников жилых помещений на совершение сделок с такими помещениями в случае неисполнения в срок требований по погашению задолженности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги.
Размер законной неустойки за неоплату жилого помещения и коммунальных услуг планируется увеличить.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно или не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой действующей на момент оплаты ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки. За неуплату или неполную уплату взносов на капремонт пени не начисляются. В Проекте размер законной неустойки предложено увеличить до одной стосемидесятой ставки рефинансирования, т.е. он может вырасти примерно на 76 процентов.
Такой же величины пени планируется установить и для прочих потребителей и покупателей коммунальных услуг. Соответствующие изменения предложено внести в Федеральные законы от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике",от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 07.12.2011 N 416-ФЗ"О водоснабжении и водоотведении" и от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Однако в этих случаях по соглашению сторон может быть определена иная неустойка.
Отметим, что в настоящее время указанные законы, в отличие от Жилищного кодекса РФ, не содержат ни обязательного требования об уплате пени за нарушение договоров ресурсоснабжения, ни ее размера. Однако стороны часто устанавливают подобные требования в договорах (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2013 по делу N А42-1310/2012, ФАС Дальневосточного округа от 09.07.2013 N Ф03-2928/2013 по делу NА51-22916/2012).
Предполагается предоставить ресурсоснабжающим организациям право в одностороннем порядке расторгать договор на поставку коммунального ресурса,заключенный с товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом, а также с управляющей организацией. Такое расторжение будет возможно, если долг по оплате коммунального ресурса превысит его стоимость за три или более расчетных периода и данная задолженность признана плательщиками или подтверждена решением суда. При этом подобное прекращение договора не должно иметь негативных последствий для потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги.
Ресурсоснабжающие организации будут платить неустойку за нарушение правил предоставления коммунальных услуг и неправильный расчет платы за них.
Если ресурсоснабжающая организация нарушит порядок расчета платы за коммунальные услуги, то она в соответствии с Проектом будет обязана уплатить неустойку в размере десяти процентов от разницы между неправильно определенной платой и суммой, рассчитанной в порядке, установленном Правительством РФ. При этом неустойка не может превышать 50 процентов от величины среднемесячного размера соответствующих коммунальных платежей за предшествующие нарушению шесть месяцев. Иной размер неустойки может быть предусмотрен соглашением сторон.
Если предоставлены некачественные коммунальные услуги или допущены перерывы, превышающие установленную продолжительность, ресурсоснабжающая организация также должна будет уплатить неустойку. Ее размер составит 30процентов от величины среднемесячной платы за коммунальную услугу за шесть месяцев, предшествующих периоду, когда было обнаружено нарушение. Иная сумма может быть определена соглашением сторон.
Право граждан распоряжаться жилым помещением может быть ограничено в случае непогашения задолженности по квартплате.
Разработчики Проекта предлагают ограничивать право собственников на совершение сделок с принадлежащими им жилыми помещениями, если указанными лицами не погашена в срок задолженность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги. При этом задолженность должна быть подтверждена судебным актом. Согласно Проекту упомянутая мера вводится судебными приставами в рамках исполнительного производства по инициативе взыскателя,если долг превышает стоимость соответствующих услуг за шесть расчетных месяцев. Ограничение (обременение) прав на жилое помещение будет регистрироваться в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сниматься только после погашения задолженности.
Отметим, что ограничение будет действовать только в отношении совершения новых сделок с жилыми помещениями, но не затронет исполнение уже принятых до его введения обязательств. Например, договор найма, заключенный до установления указанного ограничения, должен будет исполняться как со стороны нанимателя, так и со стороны наймодателя.
Источник: "КонсультантПлюс"
|