» общая информация

» правление

» бухгалтерия

» Постановления правительства Москвы















В сфере ЖКХ ежегодно бесследно исчезает 1 000 000 000 000 рублей.



11.03.2013

Федеральные власти в очередной раз пытаются справиться с ростом тарифов ЖКХ. После того, как две недели назад президент Владимир Путин потребовал установить предельную планку роста тарифов в 6%, свои предложения по регулированию отрасли уже успели представить и Минрегион, и Минэкономразвития. Однако, увенчаются ли усилия властей успехом, ещё большой вопрос. Подобные кампании федеральные власти устраивают примерно раз в три года, однако на практике это всё больше напоминает хождение по кругу. Стоимость услуг ЖКХ продолжает расти, инфраструктура – изнашиваться, качество соответственно падать.

Судя по всему, нынешнюю кампанию по ограничению роста тарифов власти не планировали. Действительно, по официальным данным Росстата, с начала года совокупный рост цен на услуги ЖКХ в среднем по стране составил всего 0,2%. Более того, официально повышение было запланировано только на 1 июля текущего года. Плата за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года и вовсе должна была рассчитываться по тарифам декабря 2012 года. Этот факт, однако, не помешал коммунальщикам в отдельных регионах взвинтить цены. Например, в Мурманской области был зафиксирован рост более чем на 200%. Причём министр энергетики и ЖКХ области Геннадий Микичура подал в отставку уже после того, как вопрос о повышении тарифов стал главной темой на совещании у президента Владимира Путина. Похожая ситуация сложилась и в Хакасии, где на прошлой неделе врио главы республики Виктор Зимин отстранил от работы руководителя государственной жилищной инспекции и всех его заместителей. «Ситуация была бесконтрольной. Почему население должно страдать от произвола сбытовых и управляющих компаний? Всё это нужно было делать в рабочем порядке, а не доводить до критической точки. Никто не давал права завышать тарифы для населения. Сегодня в Хакасии создан недопустимый прецедент и работу Государственной жилищной инспекции считаю неудовлетворительной», – объяснил Виктор Зимин своё решение. Впрочем, как получилось, что глава республики узнал о «недопустимом прецеденте» только после совещания у президента, история умалчивает.
На прошлой неделе вице-премьер правительства Дмитрий Козак уже поспешил отчитаться об исполнении президентского поручения, заявив, что рост тарифов на услуги ЖКХ с 1 июля составит 12%, при этом в первом полугодии тарифы повышаться вообще не будут. Таким образом, в среднем за 2013 год рост тарифов составит искомые 6%.
«Мы во исполнение поручений президента дали поручение всем руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации провести ещё раз проверку там, где произошло повышение тарифов, провести проверку правомерности принятых решений, – заявил чиновник. – В случае если решение о повышении тарифов были неправомерными, вернуть людям деньги немедленно либо зачесть в счёт будущей оплаты тарифов в течение года».
Вместе с тем очевидно, что подобные меры едва ли помогут сдерживать тарифы в дальнейшем. Как объяснили в Федеральной службе по тарифам, одной из причин нынешнего взрывного роста явился тот факт, что были введены новые нормативы потребления коммунальных услуг и порядок начисления их оплаты. Кроме того, был введён норматив потребления на общедомовые нужды. Эти изменения позволили «разгуляться» управляющим компаниям, которые тут же предложили жильцам оплатить завышенные объёмы коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Исправить положение призваны предложенные Минрегионом законодательные изменения, которые планируется внести в ст. 157 Жилищного кодекса. В ведомстве, в частности, предлагают наделить региональные власти правом устанавливать нормативы потребления коммунальной услуги, а также ввести предельные индексы цен на «коммуналку». Минэкономразвития, в свою очередь, также предлагает пересмотреть нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
«Минимальные и максимальные рамки для стоимости услуг ЖКХ действовали до 1 января 2012 года. Они помогали сдерживать рост. Но потом было решено передать регулирование цен на коммунальные услуги с федерального на региональный уровень власти, и произошёл взрывной рост», – напоминает председатель думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.
Последний раз масштабная кампания за ограничение роста тарифов ЖКХ властями велась в 2010 году – тогда также были внесены изменения в Жилищный кодекс, предполагающие передачу ряда полномочий по принятию подзаконных актов в жилищной сфере правительству. А власти субъектов Федерации тогда наделили правом утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, отняв эти полномочия у муниципалитетов. Необходимость этих изменений объясняли тем, что муниципальные власти, идя на поводу у коммунальщиков, устанавливали такие предельные нормативы, что платежи за услуги ЖКХ в двух соседних городах могли отличаться в разы. Но, по сути, тогдашние законодательные изменения мало на что повлияли: так или иначе, исходные данные и обоснования роста тарифов готовили сами коммунальщики. Разве что утверждать это приходилось на уровне не муниципальной, а региональной власти.
Теперь же вопросы по утверждению, похоже, поднимут до уровня властей федеральных. Но прозрачности рынку ЖКХ один только этот факт, очевидно, не добавит. Красноречивым примером тому может служить тарифная политика «Газпрома».
«Если «Газпрому» разрешили поднимать тарифы на 15%, то стоимость услуг растёт по всей цепочке ЖКХ», – отмечает Галина Хованская.
Кстати, недополученная выручка газового гиганта стала чуть ли не первым аргументом аналитиков и участников рынка, который прозвучал в ответ на президентское поручение об ограничении роста тарифов. Как подсчитали эксперты, если оптовые цены «Газпрома» будут пересмотрены из расчёта темпов роста не на запланированные ранее 15%, а на 6%, компания по итогам 2013 года может недополучить 9,45 млрд рублей.
Интересно заметить, что и предложение Минэкономразвития о регулировании общедомовых расходов скорее всего также будет названо коммунальщиками невыполнимым, поскольку требует существенных затрат на установку и обслуживание счётчиков.
«Общедомовые счётчики на горячую и холодную воду с контрактом на их обслуживание стоят в разных регионах от 100 до 300 тыс. рублей», – отмечает Галина Хованская.
Граждане, очевидно, такие расходы просто не потянут, а коммунальщикам и УК наличие счётчиков невыгодно. В результате единственный возможный вариант – включить эти расходы в федеральный или региональный бюджет. Парадокс, однако, заключается в том, что при постоянно растущих тарифах финансовая нагрузка на бюджеты со стороны сферы ЖКХ и так оказывается весьма немаленькая: по подсчётам экспертов, в последние три года на поддержку ЖКХ из федеральной казны выделялось порядка 200 млрд рублей ежегодно, из региональных и муниципальных – ещё 800 миллиардов. И это при том, что для населения ежегодный рост тарифов также составлял как минимум 10–15%.
Необходимость постоянных бюджетных вливаний и повышение тарифов коммунальщики как минимум последние 10 лет объясняют тем, что им нужны средства для замены инфраструктуры: изношенность фондов ЖКХ в стране, даже по самым оптимистичным оценкам, составляет порядка 70%. Правда, за последние годы состояние коммунальной инфраструктуры в стране не только не улучшилось, а, напротив, продолжает ухудшаться. Даже по официальным данным Росстата по состоянию на 1 января 2012 года, 29,2 млн россиян проживали в необорудованном водоснабжением жилье, ещё 34,9 млн человек живут в домах без канализации, 22,2 млн – без отопления, 47,1 млн – без горячего водоснабжения. При этом, по данным Российского союза инженеров, за последние 10 лет показатели общего износа коммунальных сетей в стране не изменились, а прочно остановились на отметке в 70%.
Очевидно, что при таком положении вещей законодательные изменения по регулированию тарифов (даже если предположить, что новые законы будут исполняться) едва ли смогут кардинально изменить ситуацию в отрасли. Попытки же принять политические решения по регулированию отрасли до сих пор не предпринимались.
ИХ НРАВЫ
Российское качество предлагают по европейским ценам
В советское время низкая квартплата считалась одним из объективных завоеваний социалистического строя. Тогда тарифы ЖКХ действительно выгодно отличались от того, сколько приходилось платить гражданам в той же Европе или США.
За последние 20 лет ситуация кардинально изменилась. Сегодня среднестатистический россиянин платит за услуги ЖКХ примерно столько же, сколько и среднестатистический европеец. При этом качество предоставляемых услуг (которое и в советское время было сравнительно невысоким) за это время только ухудшилось. Так, по подсчётам экспертов, плата за обычную двухкомнатную квартиру в Москве составляет как минимум 4000–4500 рублей в месяц. Аналогичный среднестатистический показатель в странах ЕС оказывается примерно на 60% ниже. Не стоит забывать при этом, что Европа ещё и импортирует газ и частично электроэнергию. Россия же является одним из крупнейших поставщиков природных ресурсов на мировом рынке. Если же сравнивать квартплату в России и США, то стоимость обслуживания квартиры в Америке, по подсчётам аналитиков, оказывается на уровне 50–60 долларов в месяц.
Тарифы ЖКХ в странах ЕС регулируются как самим рынком, так и государством. «Вся инфраструктура ЖКХ находится в общем пользовании у обслуживающих компаний. В каждой стране был найден собственный подход. В некоторых странах инфраструктура национализирована, а её обслуживанием занимаются специальные подрядчики, которым платит или государство, или же сами компании, – поясняет управляющий инвестициями в недвижимость и основатель портала indriksons.ru Игорь Индриксонс. – В других странах инфраструктура была передана частным компаниям, но в то же время эти компании законодательно лишены права заниматься поставками газа, воды или электроэнергии. Конечно, так или иначе, но эти расходы входят в конечную стоимость услуг для потребителя, но опять же тарифы таких компаний, которые владеют инфраструктурой или обслуживают её, регулируются государством, которое не допускает монополизации и большого роста цен».
На некоторых европейских рынках действует жёсткая конкуренция поставщиков той или иной услуги. Например, в Англии граждане могут выбирать, услугами какой компании они будут пользоваться. С одной стороны, все компании используют одну и ту же инфраструктуру, с другой – единственная возможность для них привлечь как можно больше клиентов – это максимально снизить тарифы. К примеру, одним из способов привлечения клиентов могут стать периодические маркетинговые акции, в ходе которых потенциальным клиентам предлагается подписать контракт на пять лет, получив выгодную скидку по тарифам.
«Ещё один важный момент регулирования со стороны государства состоит в том, что осуществляется очень чёткий и жёсткий контроль для предотвращения мошенничества и краж. Все поставщики на рынке обязаны проходить полный аудит у независимых компаний, а результаты аудита должны быть опубликованы и находиться в открытом доступе», – отмечает Игорь Индриксонс.

Справка

На коррупции можно сделать хороший пиар

По подсчётам экспертов, в последние три года на поддержку ЖКХ из федеральной казны выделялось порядка 200 миллиардов рублей ежегодно, из региональных и муниципальных – ещё 800 миллиардов
Несмотря на то что сфера ЖКХ в России, мягко говоря, проблемная, в чисто политическую плоскость решение этого вопроса переходит впервые. Согласно обнародованному на прошлой неделе рейтингу социально-политической устойчивости регионов, составленному фондом «Петербургская политика», именно проблемы в этой отрасли грозят обернуться настоящим социальным взрывом.
«Главным событием января в российских регионах стало заметное оживление социальной активности, вызванное ростом коммунальных тарифов», – констатируют авторы доклада. Только за последнее время крупные акции протеста против роста тарифов прошли в Барнауле, Мурманске, Новосибирске, Пензе и других крупных российских городах. «Конечно, нельзя говорить, что Россия в огне и система шатается, но сейчас начинают сбываться прогнозы тех, кто ещё осенью говорил, что социальный протест будет набирать большие обороты, чем политический, – рассуждает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. – В условиях, когда у федеральной власти сложилось представление о том, что главным протестным потенциалом обладает Москва, для многих региональные протесты, вероятно, стали сюрпризом. И для федеральной власти эти волнения куда более чувствительны, чем политические, как мы можем видеть, судя по совещанию Путина со своим помощником Эльвирой Набиуллиной».
Ключевой вопрос, однако, заключается в том, каким образом федеральные власти будут решать появившуюся проблему. Не исключено, что начавшаяся ещё в прошлом году громкая кампания по борьбе с коррупцией в итоге перекинется именно на сферу ЖКХ. Во всяком случае, для федеральной власти это могло бы стать практически беспроигрышным пиар-ходом. С одной стороны, наведение порядка в ЖКХ (или по крайней мере создание видимости этого порядка) будет на ура воспринято населением, с другой – сфера ЖКХ всегда была очень слабо связана с федеральным центром, следовательно, лоббистские усилия коммунальщиков скорее всего никак не повлияют на проведение всевозможных «кадровых чисток» и «показательных порок».
Главный вопрос, однако, заключается в том, что замена одних чиновников другими в коммунальной сфере едва ли решит проблему. И уже через несколько лет, если не раньше, скандалы в отрасли вспыхнут с новой силой. Коммунальные службы во всём мире объективно являются естественными монополистами. Представить себе в этой сфере чисто рыночную конкуренцию действительно достаточно сложно: ведь никто же не будет вести одновременно несколько труб, линий электропередачи и т.п. За рубежом за тем, чтобы коммунальные службы не злоупотребляли своим монопольным положением на рынке, зорко следят антимонопольные службы, которые периодически ограничивают их возрастающие аппетиты. В России в последние 10 лет ситуацию хотя и пытаются регулировать законодательно, но все эти попытки так или иначе сводятся к введению ценовых ограничений на региональном уровне, которые коммунальщики ловко обходят, договариваясь с региональными властями.
При этом до сих пор ни одно из установленных законодательных ограничений не предусматривало серьёзных механизмов контроля за коммунальными службами. Простой пример: до сих пор экспертизу ценообразования тарифов проводят только по заказу регулирующего органа (который, как нетрудно догадаться, поступает крайне редко), либо заинтересованного лица. На практике это означает, что чиновники зачастую попросту идут на поводу у коммунальщиков. Учитывая немалые суммы, которые крутятся в этой сфере, можно предположить, что подобное происходит не без обоюдной финансовой выгоды для обеих сторон. Многие годы эксперты говорят о том, что реальный контроль за этой сферой мог бы быть возможен при введении независимого и обязательного аудита. На дальше разговоров, да и то только в экспертом сообществе, дело пока так и не пошло. Если нынешняя кампания федеральных властей в итоге также ограничится лишь серией громких отставок да исполнением президентского поручения о 6-процентном росте тарифов по итогам 2013 года, то ждать кардинальных изменений в отрасли ЖКХ не придётся. Так что не исключено, что уже в 2014 году мы в очередной раз услышим теперь уже о 80-процентном износе инфраструктуры и необходимом повышении тарифов.
Источник: "Наша версия"