Качество воды из-под крана в московских квартирах всегда занимало жителей столицы. Не потому, конечно, что тысячи москвичей однажды внезапно слегли с дизентерией, а скорее из-за вечных кухонных разговоров из серии «что-то вода у нас не очень, нужно бы фильтр купить». Чиновники заявляют, что качество воды в Москве хорошее. Однако многие относятся к этим словам с сомнением. Как выясняется, неспроста.

Путь воды

Такой гигантский мегаполис, как Москва, потребляет огромное количество воды — около 3,5 млн кубометров каждые сутки, или более 150 литров на человека. Столько артезианской воды просто невозможно добыть из-под земли, поэтому 99,9% поступающей в московские квартиры воды берется из поверхностных источников — пятнадцати водохранилищ, располагающихся на территории Московской, Смоленской и Тверской областей.

Собранная на пунктах водозабора, в отличие от артезианской она требует качественной очистки и фильтрации. «Приготовление» питьевой воды происходит на станциях водоподготовки, крупнейшие из которых находятся за МКАД. Согласно проводимым анализам, вода на выходе из станций соответствует сантехническим нормам, но это не значит, что такой же она останется в нашем кране.

Дальше вступает в действие такой фактор риска, как система водопроводных труб, по которым вода подводится к жилым домам, офисам и предприятиям. «Мосводоканал» постоянно ее ремонтирует и обновляет, но, по данным компании, в среднем в год меняется всего полтора процента всех коммуникаций. Путем нехитрых арифметических подсчетов высчитывается срок полного обновления московского водопровода — минимум 66 лет. И это в лучшем случае. Насколько хуже может стать вода из-за того, что пройдет по трубам, лежащим в земле четыре-пять десятилетий? Прямого ответа на этот вопрос нет. «Это напрямую зависит от качества самой трубы. Если труба выполнена из качественных материалов, то срок ее службы может достигать несколько десятков лет и не влиять на качество воды», — заявили «МН» в «Мосводоканале».

Но это хотя бы цельная система, контролируемая из одного места, где понятно, какие участки требуют немедленного вмешательства и ремонта. А дальше ситуация еще больше усложняется. «Мосводоканал» не поставляет холодную воду москвичам напрямую. Задача компании — подключить дом к системе водоснабжения, а уж за разводку воды по квартирам отвечает управляющая компания, ЖСК или ТСЖ. И тут уже без проведения анализов о качестве воды можно только гадать. Так, в старых домах трубы могут не меняться десятилетиями. Что касается новых домов, важно знать, насколько качественно и из каких материалов создана эта водопроводная система.

Что льется из крана


«Мосводоканал» постоянно мониторит качество воды в 250 постоянных точках. Проводит анализ и в водохранилищах, и в точках водозабора, и на станциях водоподготовки, и у конечных потребителей. Подавляющее большинство проб показывает, что вода безопасна как с точки зрения химического состава, так и биологического. Поэтому, например, чиновники московского Роспотребнадзора говорят, что в целом жители довольны качеством воды и за прошедший год к ним жалоб не поступало, а экологи в свою очередь бьют тревогу и предлагают воду в обязательном порядке дополнительно фильтровать.

Но ни данные «Мосводоканала», ни данные экологов не смогут объяснить вам, какая именно вода льется у вас из крана. И если есть сомнения в ее качестве, стоит провести анализ непосредственно в вашей квартире. В Москве такая услуга минимально обойдется в 3–4 тыс. руб., анализ можно провести в любой из множества лабораторий, специализирующихся на проверке качества воды.

Принимаем меры


На сомнениях населения в качестве воды уже давным-давно делается большой бизнес: производители фильтров и бутилированной воды наперегонки пытаются убедить горожан, что только «их» вода может «обеспечить красоту и сохранить здоровье», но уж никак не обычная, льющаяся из-под крана. Поэтому прежде чем ставить на кухне дополнительный фильтр, стоит дождаться результатов анализа воды в квартире. Вполне возможно, что ничего устанавливать вам не понадобится, вода у вас нормальная. Правда, многих людей это не останавливает. Как говорится, «есть фильтры для очистки воды, а есть — для очистки совести», считает Игорь Чувилев, директор по маркетингу компании «Экодар», отмечая, что в случае с простейшими фильтрами это зачастую эффект плацебо: он вроде бы что-то чистит, и человек не переживает.

Если же в составе воды есть серьезные отклонения от санитарно-гигиенических норм, можно пойти двумя путями: заставить свою управляющую компанию исправить ситуацию на домовом уровне или же попытаться решить эту проблему самому, установив систему фильтров или перейдя на бутилированную воду.

Сейчас на рынке есть огромное множество разновидностей фильтров, можно выбрать такой, который будет очищать воду только по проблемным параметрам. «Как минимум, рекомендуется установить угольные фильтры, которые удалят следы хлорирования и улучшат органолептические показатели воды. Вообще вариантов очень много: например, для глубокой очистки можно использовать бытовые установки обратного осмоса или недавно появившиеся ультрафильтрационные», — говорит Игорь Чувилев. Можно поставить многоступенчатую систему очистки, «все в одном». Она действительно обеспечивает очень качественную очистку, но на выходе получается практически дистиллированная вода, лишенная большинства полезных солей и микроэлементов. По мнению медиков, использовать такую воду в качестве питьевой не очень-то полезно для здоровья.

Также можно решить проблему, покупая питьевую воду в бутылках или даже установив кулер для огромных 20-литровых емкостей. Тут, правда, тоже есть тонкость — внутри кулера скапливаются бактерии и его необходимо регулярно мыть и дезинфицировать.

Требуйте жалобную книгу

Ответственность за качество холодной питьевой воды, которая течет из кранов жителей столицы, до подачи к жилому объекту несет «Мосводоканал», затем эстафетную палочку принимает управляющая компания, которая присматривает за состоянием коммуникаций в доме. Однако если из крана вместо питьевой воды пошла подозрительная жидкость, то эксперты рекомендуют в первую очередь обращаться именно в управляющую компанию, ТСЖ или ЖСК, в зависимости от того, кто отвечает за состояние дома. Жаловаться на качество воды лучше в письменном виде, но можно сделать это и устно, по телефону или лично в приемной. Каждое такое обращение должно быть зарегистрировано аварийно-диспетчерской службой организации, предоставляющей потребителям коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения.

Коммунальщики попытаются решить проблему своими силами и параллельно направят информацию о нарушении в «Мосводоканал». Пожаловаться на «плохую» воду можно и напрямую в «Мосводоканал»: по телефону единой справочной +7 (499) 763-34-34, в электронном виде на сайте ведомства или письменно.

Подобные жалобы принимает и управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве. Можно пожаловаться по телефону горячей линии +7 (495) 621-70-76 или оставить жалобу на сайте. Однако, как сообщили в пресс-службе управления, за прошедший год жалоб на ненадлежащее качество воды не поступало.

Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалобы, если это не анонимки, рассматриваются в течение 30 дней. Поэтому наиболее быстрой реакции следует ожидать от тех, кто ближе, — от вашей управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. А вот откуда брать чистую воду, пока меры по исправлению ситуации не будут приняты, чиновники ответить не смогли.

 

Иван Блоков, директор по программам «Гринпис России»

«Если «Мосводоканал» действительно стал использовать для очистки воды гипохлорит натрия, то состояние воды улучшилось, гипохлорит гораздо менее опасный реагент. Но при этом очистка воды хлором, точнее, стерилизация, обеззараживание воды хлорными соединениями (к которым и относится молекулярный гипохлорит), все равно ведет к тому, что в воде появляются очень неприятные соединения. Потому что хлорорганика — результат взаимодействия железобактерий с хлором — никуда не денется. С другой стороны, сети очень прохудившиеся, старые — это не дает повода для оптимизма. Независимо от качества станций, безусловно, вода все равно будет не очень.

Наконец, последний момент — сами по себе источники питьевого водоснабжения достаточно плохие. В силу того что вокруг водных источников уничтожены леса, захвачены береговые полосы, источники отнюдь не в идеальном состоянии и все, что из них попадает, очистить полностью невозможно. Напомню, что, по данным за 2011 год, порядка 2,5–3,5% не соответствует санитарно-химическим нормативам, десятые доли процента — биологическим. Это при том, что образцы проверяются далеко не на все вещества — как вы понимаете, невозможно исследовать воду на предмет наличия нескольких сотен веществ, исследуются лишь первые два десятка. Уже это показывает, что вода не­идеальна. Если следовать букве санитарных правил, то ни в коем случае пить воду из-под крана нельзя. Если сравнить ситуацию в Москве с другими городами, например с Сан-Франциско или Амстердамом, то там везде из-под крана воду пить можно.

Каждый выбирает сам, как ему поступать с водопроводной водой — кипятить, использовать фильтры или же покупать бутилированную воду, ездить к роднику (хотя с родниками тоже большие проблемы). Но в любом случае употребление воды из-под крана — это дело риска каждого человека. Если сохранится нынешняя ситуация, когда каждая тысячная проба не соответствует нормативам, это значит, что вы играете в рулетку».

Источник: "Московские новости"