» общая информация

» правление

» бухгалтерия

» Постановления правительства Москвы















Налоговые риски ТСЖ.



22.01.2013

В настоящей статье будет рассмотрена конкретная ситуация, распространенная на практике. ТСЖ заключило со сторонней организацией договор на аварийное обслуживание, причем в предмет данного соглашения входит обслуживание по заявкам как общего имущества, так и имущества, находящегося в частной собственности (внутри квартиры).

Стоимость оказанных услуг предъявляется товариществу к оплате общей суммой, но с расшифровкой по видам и лицам, от которых поступила заявка. При этом ТСЖ перевыставляет жильцам стоимость услуг, оказанных по их заявкам для их собственных нужд. Как квалифицировать данную деятельность товарищества? Какие налоговые последствия здесь имеют место?
Аварийное обслуживание внутридомовых инженерных систем (ВИС) – это элемент содержания общего имущества, поскольку оно является мерой обеспечения постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (пп. 5 п. 1.1 ст. 161 ЖК РФ). В свою очередь, содержание общего имущества является неотъемлемой частью управления МКД (п. 1 ст. 161 ЖК РФ), ради которого и создается ТСЖ (п. 1 ст. 135 ЖК РФ). Стоимость услуг по содержанию ВИС покрывается за счет обязательных платежей членов ТСЖ и соответствующей платы собственников помещений, не вступивших в товарищество, которые признаются в бухгалтерском учете целевым финансированием, в налоговом – целевыми поступлениями.
Обслуживание частного (внутриквартирного) имущества не входит в предмет деятельности ТСЖ, ради которой оно создается. Впрочем, осуществление такой деятельности законом допускается. В частности, пп. 1 п. 2 ст. 152 ЖК РФ гласит, что ТСЖ вправе заниматься обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в МКД, при этом не конкретизируется, какого именно недвижимого имущества: общего или частного. Однако поскольку по умолчанию такой вид деятельности не входит в цели создания ТСЖ, его следует специально прописать в уставе (см. ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О не-коммерческих организациях»).
Подробно о квалификации того или иного вида деятельности ТСЖ в качестве уставной (связанной с целевым финансированием) либо предпринимательской (требующей отражения доходов и расходов) было рассказано в статье Н. Н. Шишкоедовой «Хозяйственная деятельность ТСЖ» (№ 3, 2012). Учитывая выводы, сделанные автором статьи, можно прийти к заключению, что деятельность по обслуживанию частного имущества является для ТСЖ предпринимательской, поскольку:
– не рассматривается в качестве целей создания товарищества;
– основана на свободном волеизъявлении отдельных жильцов, которые могут заказать соответствующие услуги как у ТСЖ, так и у других организаций.
Когда ТСЖ заключает со сторонней компанией договор на аварийное обслуживание, представляется, что в части обслуживания общего имущества ТСЖ выполняет обязанность по его содержанию, возложенную на товарищество уставом, а в части обслуживания частного имущества – оказывает услуги собственникам помещений. Ведь и ст. 780 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг, и п. 1 ст. 706 ГК РФ о договоре подряда не запрещают привлечение к исполнению договора третьих лиц. Иначе говоря, ТСЖ оказывает услуги, выполняет работы подрядным способом.
Выполнение работ, оказание услуг в рамках предпринимательской деятельности ТСЖ представляют собой реализацию работ и услуг. Следовательно, у ТСЖ, находящегося на общей системе налогообложения, возникают объект обложения НДС и право принять к вычету «входной» налог, а также доходы и расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Если ТСЖ избрало УСНО, то в зависимости от выбранного объекта оно принимает к налоговому учету либо доходы (в виде поступлений от жильцов в оплату оказанных услуг по обслуживанию частного имущества), либо доходы, уменьшенные на величину расходов (при этом расходы в виде стоимости оказанных подрядчиком услуг принимаются к учету как материальные на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Для учета расходов ТСЖ потребуется акт об оказании услуг подрядчиком с расшифровкой услуг, оказанных в отношении общего и частного имущества, а по последним – в разрезе заказчиков. В свою очередь, собственникам помещений, которые потребили услуги по обслуживанию частного имущества, выставляется акт от имени ТСЖ.
Обращаем особое внимание, что закон не запрещает устанавливать наценку на стоимость услуг, работ, оказанных, выполненных подрядчиком. Поскольку поступления в оплату таких услуг и работ составляют доходную часть сметы ТСЖ, представляется, что порядок ценообразования должен быть утвержден на общем собрании (например, может быть оговорено, что стоимость услуг перевыставляется без наценки либо наценка составляет Х%). Если применение наценки согласовано, общее собрание определяет направление расходования прибыли.
Однако, прежде чем заключать подобный договор и утверждать цены, по которым ТСЖ будет взимать плату с жильцов, следует просчитать налоговые обязательства товарищества. Например, если ТСЖ находится на ОСНО, а подрядчик – на УСНО, то товариществу придется дополнительно к цене выставлять к оплате жильцам суммы НДС, поэтому вполне справедливым будет увеличение цены на 18%. Если ТСЖ находится на УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, следует помнить об обязанности уплачивать минимальный налог, а при объекте «доходы» – 6% от суммы доходов. Значит, в такой ситуации цену справедливо будет увеличить соответственно на 1 и 6%.
Кроме того, нельзя забывать о необходимости уплачивать ЕНВД в отношении бытовых услуг. Несмотря на то, что у ТСЖ нет работников, непосредственно занятых во «вмененном» виде деятельности, поскольку услуги оказываются подрядным способом, в количество работников (физический показатель) все равно войдут как минимум бухгалтер и председатель правления (даже если с ними заключен не трудовой, а гражданско-правовой договор). Следовательно, цену бытовых услуг нужно увеличить, чтобы покрыть расходы на уплату ЕНВД.
Увеличение цены на сумму налоговых обязательств ТСЖ, которые возникают при применении рассматриваемой схемы работы, по мнению автора, просто необходимо. Ведь в противном случае уплачивать налоги, связанные исключительно с предпринимательской деятельностью товарищества, придется его членам, которые могли ни разу не воспользоваться работами по ремонту частного имущества. А это несправедливо и вряд ли найдет поддержку на общем собрании членов ТСЖ, если соответствующая информация будет донесена до его участников. Таким образом, для ТСЖ и собственников помещений в МКД с финансовой точки зрения может быть невыгодно обслуживание товариществом частного имущества подрядным способом.

С. Н. Козырева,
эксперт журнала «Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение»

Источник: "Консъерж"