Долг инженера Левина.
19.04.2011
Российские авиаконструкторы нашли решение проблемы образования сосулек на скатных крышах. Для того чтобы внедрить технологию борьбы с обледенением в практику авиации, инженерам понадобились годы – в авиации много скептиков. Теперь конструкторам предстоит еще одна непростая задача – внедрить систему в практику ЖКХ. И какая из двух задач сложнее – большой вопрос.
В 1960 году советский инженер Игорь Левин разработал электроимпульсную противообледенительную систему, предназначенную для борьбы с обледенением самолетов. Аппарат назвали EIPOS (ЭИПОС). Сейчас системой оснащены самолеты семейства «Ил», эта система установлена на всех самолетах президента России и судах ведущих западных авиакомпаний. Историю успешных авиаконструкторов можно было бы считать законченной, но для технологии нашлось еще одно применение.
ЖКХ — от авиации. С любовью Идея очистки крыш от наледи пришла к Левину, когда его самого чуть не убило сосулькой. С тех пор инженер считает себя должником судьбы и твердо намерен внедрить технологию в практику российского ЖКХ.
В самом начале работы над проблемой сосулек Игорь Анатольевич стремился удалять с крыш ледяные наросты, однако чуть позже он решил, что бороться с сосульками можно задолго до их образования. Главное – не дать снегу задержаться на крыше, тогда сосулькам просто не из чего будет образовываться.
Принцип работы системы состоит в том, что портативный электронный блок выдает с заданной периодичностью крошечные сверхкороткие электрические импульсы к группам рабочих элементов (пластмассовые шайбы толщиной 30 мм, весом 250 грамм), размещенных вблизи очищаемой поверхности. Провода от основного блока натягиваются по периметру здания, тем самым полностью исключая образование сосулек. Электрические импульсы бесконтактно преобразуются в импульс ускорения, достаточный, чтобы разрушить лед и избавить поверхность от снега. Проще говоря, микроимпульсы заставляют мелко вздрагивать карнизы, прикрепленные к свесам крыши, тем самым стряхивая накопившийся у края снег. Только не нужно воспринимать снегосброс, как локальную лавину, – тонкий слой снега (накопиться осадки просто не успевают) лишь чуть пылит с кровли – как будто его сметают щетками. Снегонакопления не происходит, поэтому снег не падает большими порциями и на земле его не нужно сгребать в сугробы.
За всю зиму целый дом со снегосбросом потребляет энергию на 10–15 рублей (3–4 кВт/ч). Выходить на крышу не придется вовсе. Система включается в октябре – до начала осадков – нажатием кнопки и выключается в апреле. Зимой лишь регулируется периодичность «вздрагивания».
Успешную борьбу с сосульками Игорь Анатольевич ведет еще с советских времен. Тогда правительство Москвы поддержало идею инженера, и сейчас системой противообледенения в столице оснащены сотни зданий.
А в это время… Правительство Петербурга тратит три миллиона рублей на организацию конкурса на лучший способ борьбы с сосульками. Причем делает это поздней осенью – видно, не знают в Смольном поговорки о том, что сани готовят летом.
Пока чиновники играют в инновационные технологии, с крыш Петербурга падают на прохожих ледяные глыбы. И кровельщики – они тоже падают с крыш.
Команду Левина с аппаратом EIPOS на конкурс даже не пропустили, объявив за несколько часов до окончания срока подачи заявок о непорядке в документах. Упрямые ученые успели переоформить и предоставить исправленный пакет документов, но поучаствовать в конкурсе им так и не удалось – отказ в КЭРППиТ команде Левина даже комментировать не стали. А ведь инженеры были уверены в успехе – изящное решение, у которого нет недостатков, мировая наука признала научным открытием («Bulk Solids handling» Volum 22 (2002) Trans Tech Publications International Journal). Это значительно дешевле, чем кабели обогрева, и надежней, чем теплоизоляция чердаков, которые хороши только как дополнительная мера. О способах срезания сосулек мы даже не говорим – это бессмысленно. Через час на месте срезанного растет новый ледяной сталактит. Вопросы антиобледенения – это наука, говорит Игорь Левин, но, похоже, в нашем городе ее не собираются изучать. «Мы толкаем этот вопрос, в свое время и в авиации было много скепсиса, — рассказывает Игорь Анатольевич. — Мы пошли в массы, параллельно взывая к властям. Пока власть нам не доверяет. Вот если накопить в Петербурге опыт – хотя бы 50 домов, аргументов для убеждения стало бы больше». В Северной столице уже есть дома, оборудованные системой EIPOS, но команда Левина их пока прячет. Говорят, пусть поработают пару лет – тогда и покажем.
На суд общественности В конце февраля Игорь Левин прилетел в Петербург на встречу с руководителями управляющих компаний и председателями ТСЖ. После презентации импульсно-волновой технологии снегосброса генеральный директор ООО «СТАКС Охта» Борис Зверев заявил: «Проблема сосулек решена!» Надо признаться, что Борис Александрович не сразу пришел к такому выводу – он буквально засыпал инженера вопросами, так же как остальные участники встречи. Несколько моментов заставили эксплуатационщиков сомневаться особенно сильно. Приводим их перечень с ответами Игоря Левина.
– Система может навредить кровле. Это невозможно, потому что к самой кровле участники команды Игоря Левина вообще не прикасаются. Система крепится на карнизы, которые, в свою очередь, крепятся на шарнирах к свесам крыши. Вздрагивает во время работы только этот карниз. А через вращение не проходит никакая сила, напоминает авиаконструктор, так что вибрации системы просто не могут воздействовать на кровлю. «Замеряйте любым прибором – комар больше воздействует, чем наша система», — говорит Игорь Левин.
– Талая вода будет попадать в водосток, что приведет к протечкам. У системы есть особенность – она подходит только для скатных крыш с уклоном не меньше 10 градусов. Внутреннего водостока у таких крыш зачастую нет. Чтобы снег не попадал в желоб, его накрывают своеобразными жалюзи – при плюсовой температуре вода стекает беспрепятственно, а в мороз пространство между планками жалюзи замерзает, и снег не забивает желоб. У каждой крыши свои особенности, говорит Игорь Левин, приходится подстраиваться. Работа с каждой новой кровлей – это выработка нового решения. А вообще, проблема протекающих кровель требует комплексного решения, считает Борис Зверев. Нужно принять все возможные меры для охлаждения чердаков, проложить обогревающие кабели там, где снег забивается в фальцы (во время оттепели снег тает, а потом, замерзая, разрывает швы, открывая доступ влаге к деревянным конструкциям кровли) и третье – нужно запретить выход на крышу промышленным альпинистам, которые, сколачивая наледь, разрушают кровельный материал. Собственно, система противообледенения, разработанная Левиным, избавляет от необходимости чистить крышу вручную. За последние семь лет на объектах, обслуживаемых командой Игоря Анатольевича, никто не выходил на крышу – не было надобности.
– Это дорогое удовольствие. Цена зависит от периметра кровли и ее конструктивных особенностей. На сегодняшний день – это действительно недешево. Но авиаконструкторы готовы договариваться. «При периметре 1600 м мы можем осилить 500–600 тысяч. Это реально?» — спрашивает Зверев. Игорь Анатольевич отвечает утвердительно: «Мы разработаем предложение под вашу цену. Мы же не бизнесмены – мы ученые. Мы хотим запустить технологию». Сейчас разработчики попали в ценовой капкан. Материалы им продают 27 поставщиков, и все – оптовыми партиями, в то время как команда Игоря Левина выпускает штучный продукт. Как только объем заказов возрастет, цена на системы снегосброса снизится. «Называйте свою цену, а мы попытаемся пробиться в фонды, чтобы организовать матпомощь», — говорит ученый. А если подойти к вопросу с точки зрения окупаемости, то за три года установка системы себя полностью оправдает. Предлагаем провести небольшие расчеты. Сегодня минимальные расценки коммерческих структур, предлагающих услуги по расчистке кровель, – 20 руб. за погонный метр. Нынешней зимой кровлю нужно было чистить 4 раза в месяц. Зимний период длится 4 месяца. Итого — 16 раз. Периметр среднего здания – 800 погонных метров. Одна чистка будет стоить 16 тысяч. При самых низких ценах за год придется потратить 256 тыс. руб. Город предусматривает субсидию на очистку кровель — 30 руб. на кв. метр кровли за весь зимний период. Эта сумма покроет одну чистку. Более 200 тысяч придется изыскать из собственных резервов. Умножаем на три года (без учета инфляции) – вот они, деньги на систему снегосброса.
В дальнейшем система практически не требует обслуживания. За 15 лет эксплуатации ни одна из уже установленных систем не вышла из строя.
Если систему запустят в массы, то через несколько лет кровли попросту перестанут требовать столько внимания и денег, в том числе бюджетных денег. Но, увы, до тех пор, пока есть кому кормиться у бюджетной кормушки, инновации так и останутся модной игрой, в которую берут лишь тех, кто знает и принимает существующие правила.
Однако петербургские эксплуатационщики намерены помочь в продвижении системы EIDC на рынке ЖКХ. Члены СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере» намерены действовать через Общественный совет по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга. «У ассоциации есть рычаги, и мы готовы поучаствовать материально. Нужно запустить пилотный проект при губернаторе, в котором будут участвовать 20–30 домов. Решив срочную проблему сосулек, мы сможем спокойно заняться проблемой протечек», — говорит Борис Зверев.
СПРАВКА Система автоматического сброса снега и сосулек является разработкой Межотраслевого центра по импульсно-волновым технологиям – МВЦ «Импульс». Фундаментальные принципы ЭИПОС запатентованы в 32 странах мира, выдано 180 патентов. Мировая наука признала данный эффект научным открытием /см. «Bulk Solids handling» Volum 22 (2002) Trans Tech Publications International Journal/.
Источник: "КонсьержЪ"
|