» общая информация

» правление

» бухгалтерия

» Постановления правительства Москвы















Энергосервис приходит в ЖКХ.



19.01.2011

Перед компаниями, оказывающими услуги по планированию и внедрению энергосберегающих мероприятий в жилом и бюджетном секторе нашей страны, открывается практически неограниченное поле деятельности. Это связано и с постоянным ростом тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, и с многочисленными «дырами» в жилищно-коммунальном хозяйстве нашей страны, и с огромным числом потенциальных потребителей энергосервисных услуг.

Будущее энергосервисных контрактов в российском ЖКХ стало одной из главных тем четвертого всероссийского совещания по управлению многоквартирными домами «Энергосбережение: новые возможности и новые обязательства ТСЖ и ЖКХ».
До недавнего времени механизм энергосервисных контрактов действовал преимущественно в отношении крупных компаний, подчеркивают участники совещания. Что касается сферы жилищной, здесь пока остается много вопросов. Вот только некоторые из них:
Будет ли работать этот механизм в ЖКХ, если учитывать, что оплата энергосберегающих мероприятий осуществляется за счет инвестиционной составляющей, включенной в стоимость коммунальных услуг?

Как убедить потенциальных потребителей, что эти затраты дадут существенную экономию в будущем, особенно если учитывать, что большинство энергосберегающих мероприятий относятся к числу «долгоиграющих»?

Как предупредить возникновение рисков, с которыми уже сталкивались в схожих ситуациях другие энергосервисные компании? Какие варианты энергосервисных контрактов наиболее удобны в применении к российскому ЖКХ?

Как это работает
 «Сегодня в мировой практике применяются три вида энергосервисных контрактов: быстрая окупаемость, разделение доходов от экономии, гарантированная экономия, — напомнил участникам совещания Сергей Манохин, представитель ООО «Гипрокоммунэнерго». — Как правило, мы предлагаем клиентам именно первый вариант, при котором договор составляется таким образом, чтобы вся полученная экономия шла в первую очередь на погашение кредитов и обязательств по данным проектам. Достаточно часто применяется в нашей стране и метод гарантированной экономии. Третий путь — разделение доходов от экономии — сегодня практически неосуществим. Он возможен только в том случае, когда муниципалитеты выступают в качестве финансирующих организаций. Следует отметить следующий момент: чем больше энергосервисная компания берет на себя обязательств, тем дороже становится энергосервис для клиента, тем большую сложность представляет реализация подобных проектов, так как уровень риска растет. Наиболее простой формой сотрудничества является консультирование с фиксированными выплатами — ситуация, при которой энергосервисная компания выступает посредником в реализации схемы энергосберегающих мероприятий, интегратором решений и организационных усилий, осуществляет контроль за реализацией работ».

Энергосервис оценивает риски
Один из самых серьезных рисков, связанных с заключением энергосервисных контрактов в ЖКХ, — риск неплатежей со стороны управляющих организаций. «Мы рассчитываем, что этот риск снизится благодаря ожидаемому приходу крупных специализированных компаний, способных предоставить залог, гарантировать собственным имуществом, что намеченные мероприятия будут выполнены», — считает Сергей Манохин. Другие сложности, о которых напоминали участники совещания, — необходимость привлечения «длинных» денег, риски, связанные с необходимостью убедить собственников жилья в необходимости проведения долговременных энергосберегающих мероприятий, оплата которых ляжет на их плечи, но окупится за счет если не снижения, то стабилизации расходов за коммунальные услуги. Особенно важно для энергосервисной компании, напоминает Елена Кислова (ГБУ «Жилищник», Москва), заранее оговорить все подробности будущего соглашения, этапы выполнения энергосберегающих мероприятий. Тем более что за годы действия энергосервисного контракта собственники квартир могут сменить форму управления домом, выбрать новую управляющую организацию, руководство которой потребует отчета о выполнении запланированных мер и расходовании средств. «Необходимо точно знать, на каком отрезке остановилось выполнение энергосервисного контракта, какова отправная точка, с которой будет продолжен этот процесс, какая сумма была перечислена энергосервисной компании», — поясняет она. Условия и цена энергосервисного контракта должны быть стопроцентно понятыми и открытыми, язык доказательств — понятным любому квартировладельцу, механизм расходования средств — максимально прозрачным, особенно в том случае, если энергосервисная компания привлекает заемные средства на выполнение намеченных решений.

Еще одна важнейшая задача для энергосервисной компании — держать руку на пульсе, вести собственный мониторинг фактического потребления ресурсов. В противном случае можно столкнуться со встречными претензиями, обвинениями в неисполнении обязательств, предупреждает Ирина Генцлер, руководитель направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города», во всяком случае, в тех ситуациях, когда энергосберегающие мероприятия осуществляются в интересах бюджетных учреждений. «Доказательства — реальные факты, когда энергосервисная компания положилась на честное слово, в то время как владельцы здания решили поставить бассейн с подогревом — и потребление, вместо того чтобы упасть, резко возросло».

Отдельный вопрос — возможность предложения энергосервисных услуг для многоквартирных домов, в которых значительная часть квартир принадлежит муниципалитету. В настоящий момент такие дома остаются за пределами рынка энергосервисных контрактов, поясняет Елена Кислова. Даже если общее собрание собственников квартир примет решение о выполнении и оплате энергосервисных мероприятий, это решение будет неправомерным в отношении арендаторов муниципальных квартир, которые оплачивают жилищно-коммунальные услуги по договору соцнайма. В ситуации соцнайма такие договоры просто-напросто не работают, сообщает эксперт.

Оценить экономию
Таковы риски и ограничения, но налицо и результаты внедрения первых энергосервисных контрактов в ЖКХ, которые уже взвешены и оценены. О том, какой эффект могут дать отдельно взятые энергосберегающие решения в применении к типовым многоквартирным домам, рассказала Елена Кислова, руководитель ГБУ «Жилищник» — организации, которая проводит эксперимент по отработке механизма энергосервисной деятельности в ЖКХ по поручению правительства Москвы. К примеру, установка общедомовых и индивидуальных приборов учета, проще — счетчиков тепла, дает экономию примерно 15% потребляемых теплоресурсов. Расчетный срок окупаемости такого контракта — около 13 месяцев. Другой пример — установка автоматических узлов управления, позволяющая экономить 5–10% потребляемого тепла. Еще более выгодный ход — установка не только автоматических узлов управления, но и систем аварийного отключения теплоносителя. Эта комбинация позволяет не только получить существенную экономию тепла, но и снизить утечки горячей воды при авариях. Существенную экономию дает и модернизация индивидуальных тепловых пунктов, задача более чем актуальная для большинства столичных (и не только столичных) многоквартирных домов. Замена бойлеров, насосов горячего и холодного водоснабжения, замена автоматики управления теплоснабжением и подготовки горячего водоснабжения в ходе модернизации ИТП позволяет экономить до 30% электроэнергии, до 10% воды, до 10% — тепла. Наконец, установка водосберегающей сантехарматуры, устанавливаемых на каждый кран регуляторов подачи воды дает экономию в 25%. Впечатляющая арифметика, особенно если подсчитать, какими темпами будут расти в ближайшие годы платежи за коммунальные услуги и какая часть семейного бюджета уходит на погашение этих обязательных расходов уже сейчас.

Источник: "Консьержъ"