» общая информация

» устав

» правление

» бухгалтерия

» ревизионная комиссия

» служба эксплуатации

» нормативные документы

» полезная информация

» объявления

» форум

» партнеры















Минюст РФ не видит разницы между коммунальными и банковскими долгами.



22.05.2020

В декабре 2019 года Минюст РФ опубликовал для обсуждения проект закона «О деятельности, направленный на возврат просроченной задолженности с физических лиц». Проект привлек внимание и вызвал критику со стороны РСО, УК, ТСЖ, ТПП РФ и других общественных организаций. Учитывая высказанные замечания, авторы проекта подготовили второй вариант текста закона. Однако и он вызывает вопросы.

Первый вариант законопроекта предусматривал обязательный досудебный порядок для всех российских кредиторов. Поэтому он также касался РСО, управляющих компаний, ТСЖ и ЖК. И это при том, что долги россиян за ЖКХ в 2020 году достигнут астрономической суммы в 1,6 триллиона рублей. Тем нее менее, проект определял, что прежде чем подать иск (заявление о выдаче судебного приказа) поставщик услуг ЖКХ (РСО) направляет гражданину в письменной форме требование о возврате просроченной задолженности. И только если человек откажется выплатить долги или не ответит на требование в течении 30 дней, поставщик вправе подать иск в суд. Кроме того, законопроект категорически запрещал сообщать третьим лицам сведения о должнике (и «просрочке») и разрешал взаимодействовать с родственниками должника, живущими с ним, только с письменного согласия должника.

Вместе с тем, авторы проекта распространили на организации ЖКХ и РСО обязанность размещать за плату информацию в ЕФРСФДЮЛ о переходе к ним прав требования просроченной задолженности. Эти и другие нормы вызвали нарекания и замечания со стороны РСО, бизнес-сообщества и ТПП РФ. Учитывая поправки, авторы в январе 2020 года переработали проект.

Новый вариант разительно отличается от первоначального. Разработчики внесли норму (ст. 14), которая устанавливает особенности работы с долгами ЖКХ. Эта статья разрешила взаимодействовать с должниками не только УК, РСО, операторам ТКО и ТСЖ, но и агентам кредитора (коллекторам и юристам), а также платежным агентам, принимающим платежи. Кроме того, ст. 14 установила, что обязательный досудебный порядок не распространяется на взыскание задолженности, возникшей в результате неоплаты гражданином услуг ЖКХ. Норма также предоставила коммунальщикам (и РСО) право передавать сведения о должнике третьим лицам, без его согласия. Также, должник за услуги ЖКХ лишился возможности отказаться от взаимодействия с кредитором или общаться с ним только через представителя. Впрочем, даже этот вариант законопроекта не удовлетворил всей обеспокоенности РСО (УК, ТСЖ). Документ по-прежнему содержит требования, которые затрудняют работу с долгами ЖКХ. О них речь в данном материале пойдет далее.

Кроме проекта закона, регулирующего деятельность по взысканию задолженности, Минюст подготовил еще и поправки в закон № 230-ФЗ, касающиеся соблюдения прав должников. Однако этот документ не представляет интереса для субъектов, работающих в сфере ЖКХ, так как закон № 230-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физлиц в области жилищного законодательства и деятельности РСО.

Три нормы, которые усложнят работу с коммунальными долгами

По итогам 2018 года 26% предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии стали убыточными, а общая сумма убытков по отрасли составила 58369 млн руб. Плачевные результаты показали также теплоэнергетики, операторы ТКО и компании, занимающиеся водоотведением и водоснабжением. Так, 59,2% юрлиц, занимающихся производством, передачей и распределением пара и горячей воды признаны убыточными, а размер убытков составил 50691 млн руб. убытков. При этом теплоэнергетики в 2017 и 2018 годах продемонстрировали отрицательную рентабельность услуг — 3,9%.

Эти цифры стали результатом слабой платежной дисциплины потребителей и покупателей услуг. Так, просроченная задолженность покупателей электроэнергии по итогам 2018 г., составила 190394 миллиона рублей или 20,1% от портфеля задолженности. Потребители теплоносителей задолжали 341515 млн руб. из которых просроченная задолженность составила 148844 млн руб. или 43,6% от общей суммы долга. А просроченная задолженность покупателей компаниям, занимающимся водоснабжением и операторам ТКО достигла 49324 млн руб. или 32,8% от общего долга.

В этой ситуации введение дополнительных требований снизит рентабельность энергетиков, увеличит непроизводственные затраты и снизит качество услуг. Поставщики энергии столкнуться с новыми трудностями, которые вытекают из решений Минюста РФ.

Так, проект по-прежнему содержит положения, которые усложнят работу с долгами ЖКХ. Ст. 7 категорически запрещает публиковать данные о должнике, размере «просрочки», ее взыскании и другие персональные данные неограниченному кругу лиц, в том числе размещая такие сведения в Интернете или в (на) жилом помещении, доме, здании, строении, сооружении.

Принятие этой статьи лишит РСО, УК, ТСЖ одного из инструментов работы с должником. Учитывая расплывчатое определение «персональных данных», приведенное в законе № 152 – ФЗ, коммунальщики активно размещают на сайтах, в лифтах и на дверях подъездов не персонифицированные сведения о номерах домов и квартир, накопивших задолженность. Кроме того, поставщики услуг демонстрируют чудеса изобретательности, чтобы указать на должника, не раскрывая персональных данных. Например, в приволжском городе РСО изготовила многотонную металлическую пирамиду с надписью: «Здесь живет должник» и выставляет на сутки перед коттеджем должника или даже подвешивает с помощью крана напротив квартиры неплательщика. Непонятно, эффективны ли эти методы (коммунальщики утверждают, что эффективны), однако принятие законопроекта в нынешнем виде поставит заслон перед распространением такой информации.

Вторая проблема, которую принесет закон, заключается в ограничении перечня лиц, взаимодействующих с должником. Ст. 14 проекта не включает в их число ТСЖ, ЖК. Может случиться так, что у гражданина возникнет долг за горячую воду или газ. При этом у человека не будет задолженности перед ТСЖ и ЖК. В этом случае кредитору – РСО проблематично опломбировать оборудование, которым пользуется потребитель. Ведь это делает компания, отвечающая за содержание внутридомовых сетей по заявке РСО. И если этой компанией является ТСЖ/ЖК, то они не смогут взаимодействовать с должником в силу ст.14. К тому же РСО (УК/ТСЖ) далеко не всегда могут отключить должников от коммунальных услуг. Напомним, что ВС РФ в Постановлении № 22 от 27.06.2017 г. указал, что «само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги». После выхода в свет этого Постановления рост коммунальных долгов только ускорился.

Третий негативный момент состоит в необходимости получить письменные согласия должника и третьих лиц на взаимодействие с третьими лицами (ст. 11). Сейчас ресурсоснабжающие организации спокойно обзванивают квартиры проблемных должников и требуют погасить задолженность независимо от того, кто взял трубку. Однако, если закон вступит в силу, РСО надо будет получать письменные согласия граждан и самого должника на взаимодействие с лицами, проживающими в помещении. Причем согласия следует получить до возникновения просроченной задолженности. Это бессмысленное и невыполнимое требование.

Тем более, что домочадцы, живущие с должником, могут сами в одночасье стать должниками. Это произойдет, если РСО получит выписку из ЕГРН и узнает, что квартира оформлена в долевую собственность. В этой ситуации никакого согласия не надо. Ресурсоснабжающая организация вправе требовать погашения задолженности от каждого сособственника, исходя из размера доли (ст.249 ГК РФ).

Таким образом, разработчики ставят РСО перед выбором: потратить средства, собрать информацию о сособственниках и гражданах , проживающих в квартире и взять письменные согласия с тех людей, которые не являются совладельцами или не несут солидарной ответственности с должником, либо отказаться от взаимодействия с гражданами, проживающими с должником. Можно, конечно, совершить поквартирный обход и собрать сведения непосредственно у плательщиков коммунальных услуг. Но это опять же дополнительные расходы. Следуя логике, в ч. 1 ст. 11 проекта следует внести поправку, указывающую, что РСО и операторы ТКО вправе контактировать с членами семьи должника и гражданами, проживающими в «проблемной» квартире на предмет погашения просроченной задолженности без получения письменного согласия последних.

Источник: Долг.рф


Капитальный ремонт

Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Настоящие методические рекомендации содержат общие методические указания по определению состава работ при планировании капитального ремонта многоквартирных домов с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) и другими нормативными правовыми актами.

Финансирование капремонта: от А до Я
Информационное пособие для собственников помещений в многоквартирных домах, которые в любой момент могут принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества. Документ подготовлен экспертами Института экономики города (г.Москва)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЛИФТЫ
Настоящий стандарт разработан в целях обеспечения выполнения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" и устанавливает требования к безопасной эксплуатации лифтов в течение назначенного срока службы.

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ.
Право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение. Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете.

Способы формирования фонда капитального ремонта.
Правовое регулирование прав собственников помещений на денежные средства на специальном счете аналогично регулированию права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме.

Может ли быть изменен способ формирования фонда капитального ремонта?
Объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта, определяется как доля от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год.

Плюсы и минусы накопления средств на специальном счете регионального оператора.
В случае, если законом субъекта РФ предусмотрен минимальный размер фонда капитального ремонта дома, по достижении этого минимального размера, собственники вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Основные требования к кредитным организациям для открытия специального счета и счетов регионального оператора.
Специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей.

      Яндекс.Метрика

2010 © ТСЖ "Янтарный"
г. Москва, ул. Лавочкина, д. 34 и д. 34 корп. 1.
Тел.: +7 (495) 545-34-90, e-mail:info@тсж34.рф, lavka34@mail.ru