Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2010 г. по делу N А35-1553/2010

Признавая недействительным решение ИФНС о доначислении Товариществу собственников жилья земельного налога и пени, суд обоснованно исходил из того, что Товарищество не является плательщиком земельного налога, так как земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, в силу закона переходят к собственникам квартир.


Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Товарищества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Инспекции - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на решение от 07.04.2010 Арбитражного суда Курской области и постановление от 10.06.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А35-1553/2010, установил:
Товарищество собственников жилья "С" (далее - ТСЖ "С", Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 28.11.2008 N 13-25/7784, требований от 23.01.2009 NN 71, 1774, а также решения от 18.02.2009 N 3612 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.04.2010 (с учетом определения от 02.06.2010) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты по делу, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленного Товариществом налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 23.10.2008 N 19423 и принято решение от 28.11.2008 N 13-25/7784, которым ТСЖ "С" предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 7480 руб.
Основанием для указанного доначисления Товариществу послужил вывод Инспекции о том, что данная организация является плательщиком земельного налога по земельному участку, расположенному по адресу: г. Курск, ул. С., 24, в отношении которого, по мнению налогового органа, у ТСЖ "С" имеется право постоянного (бессрочного) пользования.
На основании решения 23.01.2009 в адрес Товарищества выставлены требования N 1774 об уплате земельного налога в сумме 7480 руб. и N 71 об уплате пеней по земельному налогу в сумме 546,57 руб.
В связи с неисполнением требования N 71 Инспекцией вынесено решение от 18.02.2009 N 3612 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Не согласившись с ненормативными актами налогового органа, товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Полагая, что указанный ненормативный акт Инспекции не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, Товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно п. 2 ст. 6 Земельного Кодекса РФ понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Статьей 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, среди прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом.
Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 2 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Согласно ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Приняв во внимание вышеуказанные нормы, суд обоснованно указал, что права на земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, в силу закона переходят к собственникам квартир с момента формирования земельного участка или с момента приобретения права собственности на квартиру в случае, если жилой дом расположен на сформированном земельном участке.
Следует отметить, что при разрешении вопроса о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, - собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или товарищество собственников жилья, необходимо учитывать, что факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений в данном доме.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "о некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Кроме того, в соответствии с уставом Товарищества оно создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Основным видом деятельности ТСЖ "С" является управление эксплуатацией жилого фонда.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу положений ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, вывод суда о том, что собственниками данного участка выступают собственники жилых и нежилых помещений в доме по адресу: г. Курск, ул. С., д. 24, и являются плательщиками земельного налога, является законным и обоснованным.
Доводу кассационной жалобы о наличии у Товарищества права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного земельного участка дана надлежащая оценка судом, указавшим, что наличие формального юридического признака землепользования, выраженного в документальном закреплении права землепользования в ситуации, когда фактическими землепользователями являются иные лица и право землепользования к этим лицам переходит в силу закона, не может являться основанием для возложения бремени налогообложения на лицо, формально обладающее документом, закрепляющим земельные права, но не пользующимся этими правами.
Поскольку судом установлено отсутствие у Товарищества обязанности по уплате земельного налога в отношении спорного земельного участка, то требования налогового органа об уплате суммы земельного налога и начисленной пени по нему обоснованно признаны недействительными.
При таких обстоятельствах, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных Товариществом требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального права, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 07.04.2010 Арбитражного суда Курской области и постановление от 10.06.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А35-1553/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.